Социальная справочная служба:

Пензенским областным отделением общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» запущен проект «Добрый Дом», создана Учебно-тренировочная квартира.

Цель проекта «Добрый дом»: создание условий для эффективного формирования у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых, социально-средовых представлений и навыков, навыков проведения досуга и отдыха, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.

Целевыми группами, на которые направлен проект «Добрый дом», являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет, большую часть из которых составляют:

• дети, имеющие ментальные нарушения (ЗПР, ЗПРР, умственная отсталость лёгкой степени, аутизм);

• дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;

• дети с нарушениями речи и коммуникативной сферы.

Проект «Добрый дом» включает в себя занятия: по формированию навыков самообслуживания, уборки помещений, ухода за вещами, экономики домашнего хозяйства, организации питания, социально-коммуникативной деятельности как основы успешной адаптации в общество. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности детей при выполнении заданий, предусмотренных проектом «Добрый дом».

Обучение социально-бытовым навыкам – один из элементов оказания ранней помощи детям - инвалидам и детям с ограниченными возможности здоровья в системе комплексной реабилитации детей. Минтрудом оказывается содействие по включению проекта «Добрый дом» в систему комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей-инвалидов. 

На территории Пензенской области внедряется стационарозамещающая технология «Сопровождаемое проживание инвалидов».

Данная работа ведется в соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») по развитию в субъектах Российской Федерации стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2019 - 2024 годы, утвержденным приказом Минтруда России от 23.07.2019 № 519.

Развитие социально-бытовых навыков является первым этапом подготовки инвалидов к самостоятельному проживанию. В настоящее время данная услуга оказывается для детей только в условиях стационара. Проект «Добрый Дом» позволит получить данную услугу детям-инвалидам, проживающим в семьях.

Развитие проекта:

- реализация технологии не только на базе государственных учреждений, но и в негосударственном секторе поставщиков;

- включение инвалидов, получивших услуги проекта «Добрый дом» в проживание в учебно - тренировочном корпусе (п.Кичкилейка) – как второй этап реализации стационарозамещающей технологии;

- переход на самостоятельное сопровождаемое проживание как третий этап реализации стационарозамещающей технологии, где дети живут в своих квартирах, а специалисты проекта «Добрый дом» осуществляют предоставление социальных услуг в зависимости от ограничений жизнедеятельности (постоянное сопровождение – от 8 до 24 часов в сутки; регулярное сопровождение – от 4 до 8 часов в сутки; периодическое сопровождение – от 4 до 12 часов в неделю).

За время реализации проекта «Добрый дом» количество лиц, привлеченных к совместной работе, выросло от 23 детей до 118 человек. Выстроено сотрудничество с некоммерческими организациями - Пензенской региональной общественной организацией практикующих психологов «Круг доверия», Пензенским региональным объединением родителей детей-инвалидов, Пензенским объединением родителей детей, подростков и молодежи с сахарным диабетом, Пензенской региональной общественной организацией поддержки инвалидов «Пензенские лучики», Автономной некоммерческой организацией поддержки и развития социальных инициатив личности «Истории добра», налажено взаимодействие с общеобразовательными и дошкольными образовательными организациями г.Пензы.

Проект «Добрый дом» предоставляет помещение, мебель, информационную поддержку, реабилитационное оборудование, закупленное на цели реализации проекта и наборы игр, адаптированные для использования детьми - инвалидами. Специалисты в рамках реализации проекта проводят мероприятия, направленные на повышение коммуникативных навыков, навыков поведения в быту и общественных местах, оказывают социально – педагогические услуги, организуют культурно-массовый досуг, оказывают содействие в социально-правовом консультировании.